Профилактика наркомании в школе

Профилактика наркомании в школе

В связи с растущей угрозой распространения наркотиков среди детей и подростков профилактика наркомании в школе и других средних учебных заведениях является одним из эффективных способов предупреждения заболевания.

Профилактические меры направлены на создание у школьников устойчивого негативного отношения к наркотическим веществам, помочь учащимся найти решения проблем, которые могут привести к пробам наркотических, психотропных, иных веществ – правильная организация свободного времени, разрешение конфликтов со сверстниками, родителям, управление своими эмоциями.

Основные аспекты профилактики

Любая профилактическая деятельность, направленная на предупреждение наркомании среди школьников, строится на следующих аспектах:

  • Комплексный подход. Подразумевает согласованность при взаимодействии специалистов общих и специальных образовательных учреждений (учителей, школьных психологов, медиков), приглашенных специалистов (наркологи, известные актеры или музыканты и т.д.), родителей.
  • Разделение поставленных целей и задач, форм подачи материала, проведения профилактических занятий для каждой группы. Подход к школьникам разной возрастной категории, степени вовлеченности («группа риска», подростки, пробовавшие или употребляющие наркотики) будет различным.
  • Формирование положительного отношения к ЗОЖ и отрицательного к наркотикам. Развитие у учащихся ответственного отношения к собственной жизни и здоровью, информирование об опасности употребления наркотиков, негативных последствиях даже при разовом приеме наркотических веществ.
  • Психологический и социальный аспект. Работа психологов с каждым ребенком по отдельности (особенно – из «группы риска») и групповые занятия, направленные на формирование правильных моральных ценностей.

Чего не должно быть в школьных профилактических занятиях

Методы профилактики наркомании в школе могут различаться в каждом учебном заведении. При профилактических занятиях независимо от формата необходимо избегать:

  • Угроз, запретов и, наоборот, высказываний о наркотических веществах в нейтрально-положительном ключе.
  • Сенсационной подачи материалов – многие школьники знают о наркотиках гораздо больше учителей, поэтому такой подход скорее вызовет игнорирование со стороны детей.
  • Недостоверных сведений – если сказать детям, что каждый наркотик или психотропное вещество вызывает мгновенное привыкание и приводит к полному разрушению, то учащиеся не поверят и, вероятно, наоборот, захотят попробовать «запретный плод».
  • Рассказа о наркомании сверх рамок, которые известны или которые могут воспринимать дети.
  • Упоминаний об известных наркозависимых личностях – актерах, музыкантах, других кумиров подростков.
  • Сведений, касающихся приятных ощущений при употреблении.

При этом рекомендуется обращать внимание детей на то, что наркотики:

  1. Даже при разовом употреблении несут вред.
  2. Обходятся дорого – потребуется много денег на покупку.
  3. Приводят к тяжелой зависимости, от которой не гарантируется полное излечение.
  4. Требуют продолжительного лечения в стационаре с последующей реабилитацией (ограничение свободы ребенка).

Не забывайте, что вопросы негативного влияния на психическое и физическое здоровье для «группы риска» и тех, кто иногда употребляет наркотические или психотропные вещества, менее интересны, чем возможность стать «белой вороной», «изгоем» в среде подростков и молодежи. Поэтому подготовка к проведению профилактических мероприятий в средних образовательных учреждений должна выполняться с учетом особенностей и интересов детей, их взглядов на жизнь, уровня знания о наркомании. Хорошо перед разработкой методических планов совместно с психологом провести анонимное анкетирование.

Зависимость от наркотиков?

Получите консультацию прямо сейчас

Этапы и направления профилактической деятельности

Выделяют 3 этапа профилактики в школах:

  • Диагностика. Необходима для выявления уровня знаний о наркомании среди школьников, определения «групп риска», количества детей, которые пробовали или продолжают употреблять наркотические или психотропные вещества. Методы: опросы, анонимное анкетирование.
  • Организационный этап. На основе анализа полученных после диагностического этапа данных проводится комплексная систематическая работа с детьми, родителями, приглашенными специалистами. Методы: лекции, семинары, «круглые столы», творческие мероприятия (игры, спектакли), подготовка стенгазет, конкурсов, спортивные соревнования, презентации, тренинги и пр.
  • Завершающий этап. Анализ проделанной работы, повторные опросы и анкетирование, оценка недостатков и плюсов профилактики, дальнейшая разработка профилактических мер. Методы: анализ, опросы, анкетирование.

Как работать с родителями

Комплексная профилактика наркомании среди подростков в школе малоэффективна без работы с родителями. Зачастую родители не понимают опасность наркотической зависимости или не знают, как определить – употребляют ли их дети такие вещества. Среди здравомыслящих взрослых, ценящих профилактические меры, есть две диаметрально противоположные группы, с которыми учителям, психологам и приглашенным наркологам необходимо работать отдельно:

  • «Слепо верят» своим детям. Такие родители никогда не поверят, что их ребенок может начать курить. Отличники, растущие в благополучной полной семье со средним или хорошим достатком, не относятся к «группе риска». Но из-за вседозволенности и финансовых возможностей именно эти дети скорее попробуют наркотики, чем школьники из неполных семей с низким доходом.
  • Держат детей в «ежовых рукавицах». Строгий контроль и постоянный надзор, максимальное ограничение личных свобод и времени школьника – не самый лучший способ профилактики. В итоге подростки стремятся к «бунту», начинают общаться с не той компанией.

Помните, что наркоманию среди школьников проще предупредить, чем бороться с последствиями приема наркотиков и лечить детей в наркологических клиниках. Поэтому подходите к профилактической работе грамотно, взвешенно и всесторонне!

Раздел: Наркомания
30.11.2018г.
61
Узнать стоимость лечения от зависимости

Комментарии:

Похожие статьи

Стимуляторы: виды, симптомы и последствия употребления

Стимуляторы – вещества, которые оказывают непосредственное влияние на ЦНС, меняя психическое состояние человека. Относятся к группе психотропных (психоактивных) веществ, которые влияют в первую очередь на психическую активность. Влияние на физическую активность – например, мышечный тонус, повышенная жестикуляция и прочее менее выражено при приеме препаратов или средств.

Раздел: Наркомания
03.12.2018г.
113
Помощь при наркозависимости: как спасти родственника?

Наркомания – это беда, которая затрагивает всю семью, и помощь при наркозависимости близкого человека требуется от каждого родственника. Это могут быть кардинальные меры или небольшие шаги, психологическая поддержка или постоянный контроль, вызов наркологов на дом или совместное посещение клиники для амбулаторной поддерживающей терапии.

Раздел: Наркомания
30.11.2018г.
85
Наркотик эфир: для чего он нужен врачам и как его употребляют наркоманы

Диэтиловый эфир – наркотик, используемый токсикоманами для получения эйфории, общего возбуждения, нередко сопровождаемого трипом со слуховыми и зрительными галлюцинациями. Непосредственно наркотическое опьянение в зависимости от объема вдыхаемого вещества длится 10-20 минут, но измененное состояние с выраженным чувством отрешенности может присутствовать еще на протяжении нескольких дней.

Раздел: Наркомания
30.11.2018г.
65