Профилактика наркомании в школе

Профилактика наркомании в школе

В связи с растущей угрозой распространения наркотиков среди детей и подростков профилактика наркомании в школе и других средних учебных заведениях является одним из эффективных способов предупреждения заболевания.

Профилактические меры направлены на создание у школьников устойчивого негативного отношения к наркотическим веществам, помочь учащимся найти решения проблем, которые могут привести к пробам наркотических, психотропных, иных веществ – правильная организация свободного времени, разрешение конфликтов со сверстниками, родителям, управление своими эмоциями.

Основные аспекты профилактики

Любая профилактическая деятельность, направленная на предупреждение наркомании среди школьников, строится на следующих аспектах:

  • Комплексный подход. Подразумевает согласованность при взаимодействии специалистов общих и специальных образовательных учреждений (учителей, школьных психологов, медиков), приглашенных специалистов (наркологи, известные актеры или музыканты и т.д.), родителей.
  • Разделение поставленных целей и задач, форм подачи материала, проведения профилактических занятий для каждой группы. Подход к школьникам разной возрастной категории, степени вовлеченности («группа риска», подростки, пробовавшие или употребляющие наркотики) будет различным.
  • Формирование положительного отношения к ЗОЖ и отрицательного к наркотикам. Развитие у учащихся ответственного отношения к собственной жизни и здоровью, информирование об опасности употребления наркотиков, негативных последствиях даже при разовом приеме наркотических веществ.
  • Психологический и социальный аспект. Работа психологов с каждым ребенком по отдельности (особенно – из «группы риска») и групповые занятия, направленные на формирование правильных моральных ценностей.

Чего не должно быть в школьных профилактических занятиях

Методы профилактики наркомании в школе могут различаться в каждом учебном заведении. При профилактических занятиях независимо от формата необходимо избегать:

  • Угроз, запретов и, наоборот, высказываний о наркотических веществах в нейтрально-положительном ключе.
  • Сенсационной подачи материалов – многие школьники знают о наркотиках гораздо больше учителей, поэтому такой подход скорее вызовет игнорирование со стороны детей.
  • Недостоверных сведений – если сказать детям, что каждый наркотик или психотропное вещество вызывает мгновенное привыкание и приводит к полному разрушению, то учащиеся не поверят и, вероятно, наоборот, захотят попробовать «запретный плод».
  • Рассказа о наркомании сверх рамок, которые известны или которые могут воспринимать дети.
  • Упоминаний об известных наркозависимых личностях – актерах, музыкантах, других кумиров подростков.
  • Сведений, касающихся приятных ощущений при употреблении.

При этом рекомендуется обращать внимание детей на то, что наркотики:

  1. Даже при разовом употреблении несут вред.
  2. Обходятся дорого – потребуется много денег на покупку.
  3. Приводят к тяжелой зависимости, от которой не гарантируется полное излечение.
  4. Требуют продолжительного лечения в стационаре с последующей реабилитацией (ограничение свободы ребенка).

Не забывайте, что вопросы негативного влияния на психическое и физическое здоровье для «группы риска» и тех, кто иногда употребляет наркотические или психотропные вещества, менее интересны, чем возможность стать «белой вороной», «изгоем» в среде подростков и молодежи. Поэтому подготовка к проведению профилактических мероприятий в средних образовательных учреждений должна выполняться с учетом особенностей и интересов детей, их взглядов на жизнь, уровня знания о наркомании. Хорошо перед разработкой методических планов совместно с психологом провести анонимное анкетирование.

Зависимость от наркотиков?

Получите консультацию прямо сейчас

Этапы и направления профилактической деятельности

Выделяют 3 этапа профилактики в школах:

  • Диагностика. Необходима для выявления уровня знаний о наркомании среди школьников, определения «групп риска», количества детей, которые пробовали или продолжают употреблять наркотические или психотропные вещества. Методы: опросы, анонимное анкетирование.
  • Организационный этап. На основе анализа полученных после диагностического этапа данных проводится комплексная систематическая работа с детьми, родителями, приглашенными специалистами. Методы: лекции, семинары, «круглые столы», творческие мероприятия (игры, спектакли), подготовка стенгазет, конкурсов, спортивные соревнования, презентации, тренинги и пр.
  • Завершающий этап. Анализ проделанной работы, повторные опросы и анкетирование, оценка недостатков и плюсов профилактики, дальнейшая разработка профилактических мер. Методы: анализ, опросы, анкетирование.

Как работать с родителями

Комплексная профилактика наркомании среди подростков в школе малоэффективна без работы с родителями. Зачастую родители не понимают опасность наркотической зависимости или не знают, как определить – употребляют ли их дети такие вещества. Среди здравомыслящих взрослых, ценящих профилактические меры, есть две диаметрально противоположные группы, с которыми учителям, психологам и приглашенным наркологам необходимо работать отдельно:

  • «Слепо верят» своим детям. Такие родители никогда не поверят, что их ребенок может начать курить. Отличники, растущие в благополучной полной семье со средним или хорошим достатком, не относятся к «группе риска». Но из-за вседозволенности и финансовых возможностей именно эти дети скорее попробуют наркотики, чем школьники из неполных семей с низким доходом.
  • Держат детей в «ежовых рукавицах». Строгий контроль и постоянный надзор, максимальное ограничение личных свобод и времени школьника – не самый лучший способ профилактики. В итоге подростки стремятся к «бунту», начинают общаться с не той компанией.

Помните, что наркоманию среди школьников проще предупредить, чем бороться с последствиями приема наркотиков и лечить детей в наркологических клиниках. Поэтому подходите к профилактической работе грамотно, взвешенно и всесторонне!

Раздел: Наркомания
30.11.2018г.
815
Узнать стоимость лечения от зависимости

Комментарии:

Похожие статьи

Государственный наркологический диспансер - плюсы и минусы лечения

Психологическая зависимость от психотропных веществ не позволяет родственникам и близким самостоятельно помочь наркоману избавиться от проблемы. Поэтому врачи рекомендуют отправить человека на лечение в наркологический диспансер. Такие учреждения существуют в каждом регионе России. Перед выбором центра (государственный или частный) нужно уточнить все плюсы и минусы прохождения реабилитации.

Теги:
Раздел: Наркомания
05.04.2019г.
958
Противодействие наркотикам: как в России борются с запрещенными веществами

В большинстве случаев заложником наркотиков человек становится по собственной воле. Причиной разработки специальной государственной программы, направленной на противодействие наркомании, стало ежегодной увеличение количества зависимых людей. Они не могут самостоятельно избавиться от проблемы, так как психотропные вещества губительно влияют на мозг, заставляя искать новую дозу.

Раздел: Наркомания
05.04.2019г.
522
Ломка у наркомана: как облегчить абстинентный синдром

Принимая первый раз дозу, человек не осознает, что больше не сможет самостоятельно прекратить употребление наркотиков. У многих со временем заканчиваются средства на их приобретение, и возникает состояние, которое врачи называют «абстинентный синдром» или «ломка наркомана». Физиологическая симптоматика при этом очень тяжелая и отсутствие своевременной медицинской помощи грозит человеку смертью.

Раздел: Наркомания
05.04.2019г.
584